Жизнь бессмысленна, уныла и фатальна, если в ней нет интриги, увлечения, хобби. Любимое дело может быть каким угодно, и это счастье, если оно совпадает с работой. Когда не ждешь сиюминутной выгоды, а просто делаешь то, что нравится тебе и твоим единомышленникам — можно иногда, пусть ненадолго, на секунду ощутить полноту счастья, понять, что оно того стоит — жить, и радоваться самому этому факту.
Поехал я в конце января на выставку яхтенной индустрии в Германию, город Дюссельдорф, столицу моды и просто красивый город. Несмотря на прямо скажем прохладную и унылую погоду, настроение было весеннее, так как была интрига: мне предстояло влиться в коллектив работников Голландской верфи «Вим ван дер Валк», и провести с этими, пока еще незнакомыми мне людьми десять дней. Народу было много, кроме работников верфи приехали представители разных стран: России, Австрии, Греции, Швейцарии, Словении, Финляндии, Норвегии. Каждый персонаж — отдельная тема для рассказа. Это скорее семья, клуб, объединенный одним всеобьемлющим понятием — Море. Вот например основатель верфи — Вим: сорок пять лет назад, будучи молодым человеком, вместе со своим братом работали они в сфере сельского хозяйства. И случилось так, что решили они построить для себя лодку, такую, как им хотелось — с большой открытой палубой на корме. Лето в Голландии прохладное, солнышко нечасто балует теплом, и сидеть в теплый день на открытой палубе очень приятно, да и рыбачить удобно. Сказано — сделано. Лодка получилась настолько удачной, что соседи, друзья и знакомые просто завалили братьев просьбами построить им такую же. С этого и берет начало любимое дело, ставшее любимой работой.
Все сотрудники называют Вима — дедди, папа. В свои далеко за семьдесят он по-прежнему добродушен, ироничен, широк душой и требователен к качеству работы. Лодки теперь стали гораздо больше, теперь это уже корабли, но внимательное отношение к красоте и качеству остались неизменны. Несмотря на использование специальных программ в проектировании, Вим в первую очередь полагается на свой опыт и здравый смысл: яхта должна быть надежной красивой и удобной. Мало ли что там говорит компьютер насчет количества шпангоутов и расстояния между ними — есть веками наработанный опыт корабелов, а это надежней. На выставке или на верфи – Вим всегда в центре событий, вокруг него ощущается теплая аура доброжелательности и таланта. Он просто любит то, что создает, и люди вокруг это чувствуют.
Несколько лет назад появился на верфи покупатель из Швейцарии, по имени Урс, заказал для своей семьи лодку пятнадцать метров длинной, да как то незаметно и перешел из разряда «покупатель» в «семью».
Человек он незаурядный, успешный бизнесмен, общительный и улыбчивый. Видимо поэтому к нему так тянутся люди за советом и консультацией насчет яхт: верят его слову. Самое большое количество посетителей на стенде было у Урса. Половина из них приехали специально для того, что бы поблагодарить за помощь, добрый совет и приятное общение, привезли маленькие презенты, кто шоколад, кто бутылку хорошего вина. Ну а мы, остальные участники выставки с удовольствием помогали Урсу в приёме и использовании подарочков по прямому их назначению. Как истинный швейцарец, Урс приезжал на стенд раньше всех, брался за пылесос, начинал подготовку стенда к новому рабочему дню. На всех столах для переговоров в красивых вазочках был швейцарский шоколад и печенье, привезенное Урсом на выставку.
Сам стенд и выставочная моторная яхта «Continental II IPS 2000” утопали в цветах: создала этот чудесный интерьер еще одна участница выставки, Сюзанна ван Брейгель, директор голландской дизайнерской фирмы. История почти такая же, как с Урсом. Пригласили её как то, много лет назад поучаствовать в оформлении выставочного стенда, и сотрудничество затянулось на годы. Сюзанна с Урсом каждое утро начинали с совместной часовой пробежки, настоятельно советовали в следующий раз и мне захватить спортивную форму. Не уверен, что я настолько проникнусь корпоративным духом, что бы бегать в шесть утра по заснеженному Дюссельдорфу, но — кто знает? В «семье» все может быть!
Директор по продажам – Патрик Ланкхузэн. Как то он мне сказал: те, кто у нас покупает — умные, проницательные люди. Не говори им того, чего не знаешь или – в чем не уверен. Лучше спроси, посоветуйся с инженерами, конструкторами, прежде чем отвечать на технические вопросы. Люди ждут от тебя знаний а не домыслов. У Патрика одно главное хобби — рыбалка. После выставки, когда мы разъезжались, он поделился своими планами: поедем, говорит, с отцом на рыбалку, возьмем маленькую лодочку, маленькую плоскую фляжку хорошего виски, оденемся по-теплее, и будем целый день на реке. Неважно, будет клёв или нет, просто сидеть и смотреть на воду — уже хорошо.(правда на следующий день Патрик уже звонил мне по рабочим пост выставочным вопросам, наверное клева все же не было).
Еще один яркий человек, с которым мне посчастливилось общаться в эти дни — Элизабет Бордо, француженка, живет и работает в Греции, представляет интересы верфи на средиземном море, занимается пост продажным обслуживанием, ремонтом яхт. Семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки она на связи. Нет такого вопроса, который она не могла бы решить в кратчайший срок. И это не реклама, это реальность. Как француженка — красива, как гречанка — загорелая, как немка — практична и порядочна.
Можно бесконечно рассказывать об этих людях, они интересны, ярки, они профессионально влюблены в своё дело. И совершенно неважно, какого размера и стоимости у вас лодка, главное, что бы она была и вы любили это дело — яхтинг. Вспомните, ведь у нас, в России, потом в СССР почти каждый имел лодку, в выходные дни люди брали различные плавсредства на прокат, а уж водоемов у нас хватает. И верфи были, и умельцы лодки строили. В детстве и юности не было большего счастья, когда мне доверяли управлять лодкой. Уходили мы с друзьями на середину Волги, к островам, ловили ершей, окуней, жарили их на костре…. хорошо, если и нашим детям будет знакомо это чувство — простор и свобода.
31 января 2013г
Андрей Долганов
член Союза журналистов России